- Надёжность диагноза
- - предмет особой заботы в психиатрии, особенно со времён Э.Крепелина. Диагноз психических расстройств и их классификации выполняют с тех пор три важные функции: 1. административную, включающую ведение статистического учёта; 2. клиническую, как средство установления этиологии болезни, выбора метода лечения и установления прогноза; 3. исследовательскую, особенно там, где пациентов включают в экспериментальные или контрольные группы либо там, где диагноз используется к качестве зависимой и независимой переменной. Для изучения надёжности диагноза ранее применялись два экспериментальных метода: 1. изучение относительной частоты, с какой клиницисты выставляют разные диагнозы очевидно схожим пациентам. При этом было установлено, что клиницисты нередко имеют «предпочитаемые» диагностические категории и тенденцию исключать из рассмотрения некоторые другие категории. Это, повидимому, в немалой степени связано с недостаточно универсальной подготовкой врачей психиатров, особенно если их обучают одни и те же преподаватели с более близкими им самим темами, например, защитившими диссертацию по определённой, когда-то актуальной проблемеме. Вообще говоря, психиатров, одинаково успешно ориентирующихся в разных аспектах клинической психиатрии, не так уж много, если не единицы, и это естественно, так как свободно владеть столь обширной информацией достаточно сложно; 2. изучение межэкспертной надёжности, когда 2-3 врача интервьюировали пациентов совместно, но приходили к диагнозу независимо друг от друга. Эш (он исследовал работу 52 клиницистов) обнаружил, что согласие в диагнозах (в отношении основных диагностических категорий пациентов, таких, как умственная отсталость, психоз, невроз, психопатия) составило между 2-мя клиницистами – 51%, между 3-мя клиницистами – 49%. В отношении более специфических диагностических подкатегорий оно составило соответственно 49% и 20%. Другое исследование (152 клиницистов) показало на существование не столь высоких, но тем не менее значительных расхождений в диагнозах. Уорд и его коллеги пришли к выводу, что существует 3 основных источника диагностических ошибок: 1. несоответствия в категориях диагностической системы (62,5% расхождений); 2. несогласованность среди самих диагностов (32,5% расхождений); 3. несогласнованность пациентов в их интервью (3% расхождений. Введение ДSM-4 в американской психиатрии, как было показано, существенно уменьшило частоту несогласованных диагнозов, но эта проблема всё ещё не может считаться преодолённой хотя бы в удовлетворительной степени..
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.